MENU
Главная » Статьи » Физика и математика » Мои статьи

Наглядная теория инерцоида Толчина

 

Яндекс.Метрика

Теория инерцоида Толчина.

С учётом инерции движения грузов по окружности характер взаимодействия между грузами и тележкой изменяется. Дополнительная инерция движения грузов по окружности при взаимодействии с тележкой приводит к изменению импульса движения инерцоида вдоль продольной оси. Как показано в главе (1.2.) в подразделе «Мера взаимодействия», любая сила, возникающая в процессе преобразования напряжение-движение, оказывает действие абсолютно аналогичное инертному сопротивлению массы, т.е. второй закон Ньютона принципиально определяет, в том числе и силу инерции, которая вовсе не сопротивляется движению. Сила - это продукт преобразования движения, так же, как собственно и движение – это продукт преобразования силы. Движению сопротивляется другое движение.

Таким образом, полное сопротивление изменению состояния движения тел зависит не только от инерционного сопротивления массы, как меры количества вещества в теле, но и от внешних противодействующих сил, в том числе и от сил инерции поэлементной поддержки, возникающих при взаимодействии тел, имеющих разные скорости в абсолютной ИСО. В инерцоиде происходит именно такое взаимодействие. Поэтому физический принцип движения инерцоида покажем на примере взаимодействия двух тел, обладающих разной инерцией движения относительно абсолютной системы координат. Рассмотрим взаимодействие двух тел одинаковой массы (см. Рис. 12.3.1), в котором одно из тел (Т2) имеет избыточную по сравнению с телом (Т1) инерцию (скорость) движения.

Какую бы абсолютную скорость не имели бы изначально взаимодействующие тела, ИСО всегда можно связать с одним из них и таким образом свести его абсолютную скорость к нулю. Поэтому пусть для простоты скорость тела (Т1) в абсолютной системе отсчёта (ХОУ) равна нулю (V1 = 0), а скорость тела (Т2) равна (V2). Тогда при объединении тела (Т1) и (Т2) в общую систему тел силе объединяющего невесомого привода, например, в виде упругого связующего тела (на Рис. 12.3.1 для простоты не показано) придётся преобразовывать разную инерцию (скорость) их движения в общее напряжение. Соответственно это напряжение в дальнейшем будет по-разному преобразовываться в их новое движение, чем, если бы это происходило при взаимодействии между относительно неподвижными телами.

Рис. 12.3.1

Пусть привод изначально закреплённый за неподвижное тело (Т1) захватывает на ходу подвижное тело (Т2). Это эквивалентно ударному лобовому воздействию тела (Т2) на тело (Т1). При неупругом объединении тел в общую систему её скорость будет равна половине скорости тела (Т2), т.е. вся система будет двигаться в направлении первоначального движения тела (Т2). Это означает, что привод вместе с телом (Т1) не смогли преодолеть инерцию движения тела (Т2) и вместе с телом (Т1) были увлечены телом (Т2). А вот при взаимодействии между относительно неподвижными телами при помощи активного привода, тела получили бы в той же ИСО одинаковую скорость навстречу друг другу, что свидетельствует об их одинаковом инерционном сопротивлении приводу и соответственно об одинаково успешном преодолении каждого из них приводом.

Можно показать, что взаимодействие по объединению одинаковых по массе тел (Т1) и (Т2) в общую систему тел с учётом их реальных скоростей эквивалентно взаимодействию между неподвижными телами за счёт активного привода, в котором однако взаимодействующие массы уже не равны между собой по оказываемому ими сопротивлению приводу, которое в этом случае можно рассматривать, как эквивалентное инерционное сопротивление эквивалентных масс. При этом эквивалентная масса тела (Т2) в таком эквивалентном взаимодействии возрастёт по сравнению с массой, равной исключительно только «голому» количеству его вещества, прямо пропорционально его скорости. Такое эквивалентное взаимодействие можно наглядно и образно смоделировать при помощи реальных масс даже не вводя их во взаимодействие.

Пусть тела (Т1) и (Т2) представляют собой два пустых сосуда с массой (m) Изменяя количество воды, например, в сосуде (Т2), можно изменять его массу. При этом с увеличением массы тела (Т2) центр масс системы неподвижных тел (Т1) и (Т2) будет иметь эквивалентное смещение в сторону тела (Т2), точно так же, как если бы тело (Т2) имело бы ненулевую скорость движения во внешнем направлении от тела (Т1). Причём, если масса тела (Т2) будет увеличиваться такими же темпами, как выравниваются их скорости при реальном объединении масс движущихся тел, изображённых на рисунке 12.3.1, то скорость центра масс этой неподвижной системы будет изменяться точно так же, как и скорость образующейся системы тел (Т1) и (Т2), движущихся с реальными скоростями. При этом с увеличением массы тела (Т2) вдвое, скорость центра масс неподвижной системы достигнет величины (Vс = V2 / 2).  

Таким образом, приобретённый вне системы импульс любого из взаимодействующих тел вносит в новую систему действие, эквивалентное действию, которое внесло бы в неё изначально неподвижное перед новым взаимодействием тело, но с эквивалентной массой, количественно равной ранее приобретённому им импульсу. Такое образное эквивалентное представление интуитивно понятно даже школьникам. Ни у кого не вызывает удивления и возражения тот факт, что центр масс системы всегда ближе к большой массе, чем к малой, т.е. скорее Магомед пойдёт к горе, чем гора к нему, а вместе с Магомедом ещё более приблизится к горе и их общий центр масс. Это образное представление наглядно отражает, в том числе и принцип изменения импульса инерцоида, в котором грузы за счёт дополнительной инерции (скорости) их движения, как раз и становятся такой эквивалентной горой.

Грузы в инерцоиде могут получить дополнительную инерцию движения без изменения его импульса в целом, что при дальнейшем взаимодействии грузов, имеющих переменную динамическую массу, с массой тележки, имеющей значительно меньшую скорость, приводит к изменению общего импульса инерцоида в сторону грузов. Это можно наглядно показать на примере разгона грузов при помощи кратковременного узконаправленного взрыва (см. Рис. 12.3.2), не распространяющегося вдоль оси (ОХ). Вряд ли кто будет отрицать, что, хотя бы в пределах люфтов и зазоров в механических соединениях рассматриваемой конструкции разгон грузов в поперечном направлении происходит без изменения импульса инерцоида в продольном направлении. А вот после каждой локальной выборки зазоров осуществляется движение центра масс инерцоида в сторону грузов, имеющих большую динамическую массу, чем тележка.

Рис. 12.3.2

Как видно на рисунке (12.3.2) при расхождении рычагов в результате воздействия на них обычных, т.е. вполне реальных сил взрыва (Fв) появляются их не менее реальные проекции на радиальные направления вдоль рычагов. Это и есть центробежная сила (Fцб1 и Fцб2), которая за счёт сил инерции поэлементной поддержки (см. гл. 1.2) может многократно повысить инерционность исходной массы грузов и таким образом существенно изменить пространственное положение центра масс инерцоида в направлении действия результирующей силы (Fох) во время взаимодействия грузов с тележкой.

Вряд ли у кого возникнут сомнения в реальности (Fцб1 и Fцб2), т.к. они, как бы мы их не назвали являются прямыми проекциями обычных сил взрыва. Однако даже после прекращения действия взрыва центробежные силы (Fцб1 и Fцб2) вовсе не превратятся в фиктивные, т.е. не существующие силы инерции. В этом случае вместо сил взрыва в действие вступят вполне реальные силы инерции поэлементной поддержки. Ведь даже в соответствии с классической физикой фиктивными центробежные силы являются только для грузов. Для тележки они являются вполне реальными «обычными» силами поэлементной поддержки. С прекращением действия взрыва повышенная инерционность, т.е. скорость движения грузов так же не исчезнет в мгновение ока.

Таким образом, при взаимодействии грузов с тележкой через центробежные силы центр масс системы инерцоида безо всяких парадоксов всегда изменяется в сторону грузов. При этом поступательное движение инерцоида осуществляется в направлении, в котором проявляется положительная разность противоположно направленных центробежных сил в передней и задней полуплоскости инерцоида.

Изобретатель инерцоида В. Н. Толчин всячески отрицает причастность центробежной силы к поступательному движению инерцоида. В своей книге «Инерцоид. Силы инерции как источник поступательного движения» Пермское книжное издательство 1977 г. на стр. 12 Толчин В. Н. пишет: «Очень существенно увидеть, что в течение всего первого полутакта грузы не вращаются относительно арбитражной системы отсчета, не связанной с корпусом механизма, а движутся в поперечном направлении прямолинейно сначала от продольной оси механизма, а потом по направлению к ней с небольшим продольным ускорением».

Далее на стр. 87 в подтверждение своего мнения о поперечном движении грузов  в отсутствие центробежных сил Толчин пишет: «Если на вращающемся рычаге закреплено тело (рис. 65), оно перемещается по кругу. Если закрепление исчезнет, а тело может перемещаться вдоль рычага, то перемещаясь по касательной, оно одновременно перемещается и вдоль рычага. При этом на тело не действуют никакие силы. …Какой может быть разговор о центробежных силах, если грузы движутся прямолинейно? Хотя бы и с большой скоростью. Отсюда видно, что центробежные силы не принимают участия в динамике инерцоида. В его динамике участвуют тангенциальные к продольной оси механизма силы инерции».

И резюме по поводу центробежных сил на стр. 87: «Когда оппоненты доказывали неосуществимость инерцоидов, то они имели в виду действие центробежных сил в течение одного оборота рычагов. В этом случае сумма моментов центробежных сил действительно получалась равной нулю. Они исходили не из равенства центробежных и центростремительных сил, но все-таки были ближе к истине, чем «защитники», которые пытались объяснить перемещение инерцоида действием центробежных сил».

Отрицание Толчиным роли центробежных сил инерции в инерцоиде вызывает, как минимум недоумение и вовсе не потому, что он поддерживает в этом вопросе классическую физику, для которой они являются несуществующими фиктивными силами инерции. Это вряд ли смутило бы Толчина, т.к. сам он считает силы инерции вполне реальными силами. Вот, что говорит Толчин по поводу реальности сил инерции: «Сила инерции неотделима от массы. Масса может быть познана и определена только через силу инерции и ускорение. Других способов ее определения не существует. Обе они (масса и сила инерции) одинаково реальны. (Толчин, стр. 79) …Без признания реальности сил инерции не может соблюдаться третий закон механики в случае динамического равновесия. (Толчин, стр. 80)».

Поперечные силы Толчина, которые, по его мнению, движут инерцоид, так же являются силами инерции. Поэтому недоумение вызывает не негативное отношение Толчина к реальности сил инерции. Недоумение вызывает его неспособность увидеть в своих поперечных силах инерции первопричину образования самых обычных центробежных сил. В отсутствие радиального закрепления грузы действительно могут двигаться прямолинейно в поперечном направлении, но только не к продольной оси инерцоида, а к радиусу. Однако при этом грузы не перестанут поворачиваться вслед за радиусом. Следовательно, грузы не потеряют при этом связь с тележкой, где расположен их центр вращения, через центробежные силы, которые возникают всегда при изменении направления скорости.

Отрицая центробежные силы, Толчин противоречит сам себе. С одной стороны на стр. 87 (см. выше) он пишет: «…Какой может быть разговор о центробежных силах, если грузы движутся прямолинейно?». Действительно, никакого разговора! Но на стр. 10 Толчин говорит уже об образовании динамического центра инерции именно за счёт изменения поперечного направления: «После выключения работы двигателя…грузы с большой скоростью движутся по инерции от продольной оси механизма в поперечном направлении (Рис. 3). Поэтому грузы трудно отклонить в продольном направлении, трудно изменить их поперечное направление движения. Грузы становятся динамической точкой опоры для корпуса, к которой он подтягивается на линию общего динамического центра инерции системы масс инерцоида». Но «трудность», которая по мнению Толчина, и образует динамический центр инерции инерцоида, вызывают именно центробежные силы!

За счёт отсутствия жесткого закрепления центра вращения грузов относительно арбитражной системы отсчёта, вследствие его расположения на подвижной тележке, что в некоторой степени, равносильно отсутствию радиального закрепления самих грузов, о котором говорит Толчин (см. Рис. 65), абсолютная траектория движения грузов действительно несколько сплющивается в продольном направлении. Это действительно свидетельствует в пользу наличия поперечных сил Толчина, так или иначе причастных к движению инерцоида. Однако от этого траектория движения грузов не перестаёт быть криволинейной, т.е. направление движения грузов в любой системе отсчёта не перестаёт изменяться, от чего и образуются центробежные силы. Это означает, что сплющивание траектории является не причиной движения инерцоида, а следствием его движения под действием центробежных сил.

В результате малейшего поворота рычагов после прохождения грузами точки пересечения с продольной осью в первой четверти такта их линейная скорость, которая всегда поперечна, прежде всего, к радиальным рычагам, имеет отрицательную проекцию на продольную ось инерцоида, т.е. силы инерции окружного движения грузов всегда поворачиваются навстречу тележке. Не исключено, что именно это обстоятельство и является одной из причин, по которой Владимир Николаевич заостряет внимание на строго поперечных силах инерции, т.к. силы, направленные против движения, не могут быть причиной этого движения. Однако в момент пересечения грузами продольной оси инерцоида их скорость вообще не имеет проекций на неё, т.е. они так же не могут быть причиной движения инерцоида вдоль его продольной оси. А вот центробежные силы не имеют проекции на продольную ось инерцоида только в короткие мгновения пересечения ими поперечной оси инерцоида. Всё остальное время первой четверти такта они реально проявляются вдоль продольной оси в положительном направлении.

Дело в том, что куда бы ни была направлена истинная скорость инерционного движения, силы инерции обнаруживают себя как обычные силы во всех направлениях противоположных тем, в которых инерционному движению что-либо препятствует. В инерцоиде препятствующая движению грузов центростремительная сила упругости приложена к ним вдоль рычагов. Поэтому вдоль рычагов независимо от фазы их вращения проявляется вполне реальная обычная сила инерции движения грузов, в виде центробежной силы инерции поэлементной поддержки. А поскольку растягивает рычаги не неподвижный в общем случае диаметрально уравновешенного вращения центр вращения, а вполне реальные центробежные силы поэлементной поддержки грузов, то их проекции на продольную ось так же вполне реально проявляются в виде обычных сил, всегда направленных от центра вращения.

Один из самых труднообъяснимых моментов в обосновании Толчиным В. Н. принципа движения инерцоида заключается в том, что Владимир Николаевич отказывается не только от центробежных сил, но и от самого движения «динамического центра инерции системы масс инерцоида». В главе 5 на стр. 69 Толчин утверждает, что динамический центр системы масс всегда остается неподвижным, что вообще противоречит принципу движения инерцоида, как замкнутой системы. Но в таком случае он ничем не отличается от статического центра инерции, который свидетельствует о неподвижности замкнутой системы.

Вот как это видит сам Толчин: «…динамический центр инерции системы масс никогда «постепенно не перемещается». Такое противно его физической природе. В любом случае он возникает на месте действия одновременно с возникновением действия и образования самой динамической системы масс; остается неподвижным пока продолжается действие; и исчезает по прекращении действия на том самом месте, где он возникал, одновременно с исчезновением и распадом самой системы масс».

Далее на стр. 70 Толчин приводит пример, подтверждающий, по его мнению, описанное им поведение динамического центра инерции: «Когда источник силы прочно соединен с одним из главных тел процесса, динамический центр инерции системы масс (автомобиль - Земля) в горизонтальном направлении ежемгновенно возникает, ежемгновенно остается неподвижным и ежемгновенно исчезает, чтобы в следующий момент возникнуть на новом месте в связи с поворотом ведущего колеса автомобиля (рис. 62)».

Но точка взаимодействия автомобиля с дорогой вообще не является центром инерции системы «автомобиль – Земля». Автомобиль взаимодействует не с неподвижной точкой его контакта с Землёй, расположенной на дороге, а с самой Землёй. При этом в отсутствие внешних сил реальная точка центра инерции системы «автомобиль – Земля», которая вовсе не является точкой контакта взаимодействия автомобиля с землёй, действительно никуда не движется ни при наличии действия, ни при его отсутствии. Именно поэтому центр инерции системы «автомобиль – Земля» нигде ежемгновенно не появляется и ниоткуда ежемгновенно не исчезает. Он не только существует постоянно, но и никуда не движется. Следовательно, этот пример вообще не соответствует движению системы инерцоида, центр масс которого реально перемещается в пространстве.

В подтверждение своей версии движения инерцоида В. Н. Толчин приводит ещё один пример - реактивное движение ракеты, ставя его в параллель с движением автомобиля по дороге: «То же самое можно сказать и о движении ракеты. В каждый последующий момент действие начинается всё на новом и новом месте. Ракета движется с ускорением. Как только действие прекратиться, ракета переходит на движение по инерции в принципе неотличимое от неподвижности. При этом исчезает не только динамический центр инерции масс: корпуса ракеты и массы извергающихся газов, от которых ракета отталкивается, но разрушается и сама система масс, поскольку в этом случае она возникла в результате расщепления одного тела на две части. Если начинается новое действие ракеты, оно опять начинается на новом месте с нового момента. Вновь появляется второе главное тело процесса – извергающиеся газы».

Из этого заявления Толчина становится, наконец, понятным, почему, по его мнению, динамический центр инерции масс инерцоида в каждой новой точке пространства появляется без непрерывного движения, т.е. либо по «щучьему велению», либо по законам анимации, которая вместо смены точек в результате действия предполагает смену образов действия в одной точке. Причина в том, что по Толчину динамический центр инерции системы во время её движения по инерции отсутствует и появляется только при наличии действия. Динамику в физике действительно определяет сила (действие), но сама по себе сила это ещё не центр масс, хоть динамический, хоть статический. Действие действительно изменяет, а точнее определяет заново общий центр масс вновь образующихся систем. Но в точке контакта в любом случае, говоря словами Владимира Николаевича, действительно «ежемгновенно возникает, ежемгновенно остается неподвижной и ежемгновенно исчезает, чтобы в следующий момент возникнуть на новом месте» вовсе не центр масс системы, а только сама сила (см.  главу 1.2.1 «Мера взаимодействия»).

Сила не является материальной субстанцией - это свойство материи, а свойство может изменяться не в пространстве и времени, а в материи и времени. Поэтому свойство материи не может перемещаться в пространстве, подобно самой материи. Оно либо проявляется, либо не проявляется, т.е. либо ежемгновенно возникает, либо ежемгновенно исчезает, но не в пространстве, а в самой материи. Не перемещается в пространстве, в том числе собственно и само свойство материи – движение. Ведь движется-то собственно не свойство материи - движение, а только сама материя. Для свойств материи пространства не существует. Их пространством является сама материя.

Владимир Николаевич, по всей видимости, просто путает силу и центр масс системы, который хотя иногда и условно определяется в пустом пространстве между телами системы или даже между частями одного тела сложной конфигурации, но он обозначает именно единое материальное физическое тело или систему, имеющие свойство перемещаться в пространстве физически, а не по законам анимации (телепортации): то дематериализуясь, то вновь материализуясь по ходу движения. Центр масс любой системы, либо уже существующей, либо ещё только образующейся всегда обозначает массу-материю, которая существует независимо от нашего сознания. Поэтому даже если готовая система движется по инерции или ещё только-только образуется новая система, её центр масс перемещается в пространстве вполне физически, без какой-либо мистики телепортации.

Главный признак замкнутой системы, вовсе не в наличии в ней внутренних взаимодействий, а в сохранении полного внутреннего баланса системы в результате отсутствия внешних взаимодействий, т.е. замкнутая система предполагает некий защитный экран, который наглухо изолирует её от всего остального материального мира. На то она и замкнутая, что из неё ничего нельзя извлечь и ничего нельзя добавить в неё. В этом и состоит суть абсолютно всех законов сохранения всего того, что только можно сохранить, в том числе и движение системы. Если извлечь внутреннее движение системы и приложить его к ней снаружи, то система, безусловно, получит импульс движения, но тогда она перестанет быть замкнутой, а импульс будет внешним для системы. Однако движущаяся по инерции ракета и покоящаяся система «автомобиль – Земля» условию замкнутости полностью удовлетворяет. А вот система инерцоида не всегда замкнута, что и позволяет ему получать внешний импульс внутри своей же механической системы.

 Система инерцоида то распадается, то вновь образуется под действием своего привода и в соответствии с принципом своего действия. И в этом смысле Владимир Николаевич абсолютно прав, утверждая, что образование замкнутой системы может быть связано, в том числе и с действием, а не только с пассивным синхронным движении группы тел. Конечно, вновь образующаяся система это ещё не состоявшаяся система. Поэтому о ней вообще трудно говорить, как о системе и соответственно, о наличии у неё фиксированного центра масс. Но отсутствие фиксированного неподвижного центра масс во время формирования системы вовсе не означает, что после окончания формирования он вдруг материализуется в готовую систему из ничего. Даже у формирующейся системы всегда есть мгновенный центр масс, который может физически перемещаться в пространстве.

Вообще говоря, понятие ещё только формирующейся системы не имеет физического смысла, т.к. вплоть до самого своего полного формирования она фактически не является замкнутой системой. Но тогда автоматически снимается вопрос и о телепортации центра масс системы, т.к. в отсутствие замкнутой системы он может двигаться на вполне законных основаниях. Во всяком случае ни к системе «автомобиль – Земля», ни к ракете это не относится. В ракете вообще взаимодействуют или не взаимодействуют только два тела. Даже если при включении двигателя топливо тратится, взаимодействие осуществляется по типу взаимодействия двух тел. А два тела всегда имеют вполне определённый центр масс независимо от того взаимодействуют они при этом или нет. Тем более два тела, движущиеся синхронно во время отключения двигателя. Поэтому пример ракеты так же, как и пример с движением автомобиля по дороге не соответствует системе инерцоида в любом случае.

Всё гораздо проще, чем то, непонятно что пытается донести до своих оппонентов вконец запутавшийся Владимир Николаевич Толчин, хотя, как уже было показано и будет показано дальше, он мыслил в правильном направлении. Движение инерцоида действительно основано на разделении и слиянии систем с образованием нового центра масс в новой точке пространства, о чём говорил Владимир Николаевич. Начнём издалека. В общих чертах движение инерцоида в каждой полуплоскости вдоль его продольной оси ничем принципиально не отличается от движения системы тел (Т1) и (Т2), в период её объединения, которая изображена на рисунке (12.3.1). И система тел инерцоида, и система тел (Т1) и (Т2) движутся в сторону тела, имеющего наибольшую суммарную инерцию, на совершенно одинаковых основаниях, а именно в полном соответствии с законом сохранения импульса, который сохраняет не только нулевое значение импульса внутри замкнутой системы, но и определяет её ненулевой импульс полученный в другой системе.

Единственное, причём кажущееся, отличие, заключается в способе получения дополнительной инерции движения одного из взаимодействующих тел в каждой из рассматриваемых систем. Дополнительная инерция тела (Т2) в системе тел (Т1) и (Т2) получена за счёт внешнего импульса неизвестного нам предыдущего действия с каким-то третьим телом, не участвующим в дальнейшем взаимодействии тел (Т1) и (Т2). Тем не менее, именно с учётом этого прошлого взаимодействия считается, что система тел (Т1) и (Т2) движется на законном основании. Дополнительная же инерция грузов инерцоида (аналог тела Т2) формально получена внутри единой механической конструкции инерцоида, в которой бывшие ответными друг для друга телами грузы, продолжают участвовать в совместном взаимодействии. Поэтому классическая физика усматривает в его движении нарушение закона сохранения импульса. Однако это только кажущееся нарушение, т.к. единая механическая конструкция сама по себе ещё не гарантирует замкнутости системы.

Дело в том, что дополнительная инерция грузов механической системы инерцоида фактически получена не в совместном внутреннем взаимодействии всех трёх тел инерцоида: тележки и двух грузов, а в отдельном независимом от тележки взаимодействии грузов между собой. Следовательно, их взаимодействие между собой, в том числе и в качестве ответных тел друг для друга никоем образом не влияет ни на состояние центра масс тележки, ни на состояние центра масс всего инерцоида в целом. В общую замкнутую систему грузы и тележка, точно так же как и система тел (Т1) и (Т2), практически строго по Толчину начинают интенсивно объединяться только после окончания независимого разгона грузов и тела (Т1) соответственно и начала взаимодействия между собой. Причём в общую систему с тележкой грузы входят уже не в качестве ответных тел друг для друга, а в качестве самостоятельных участников, т.е. ответные тела в общую систему не входят, точно так же, как и третье тело для системы тел (Т1) и (Т2).

Таким образом, в рамках единой конструкции инерцоида фактически осуществляются два раздельных последовательных взаимодействия. Сначала грузы взаимодействуют между собой, а уже затем с тележкой. В этой же последовательности точно так же как и в системе (Т1) и (Т2) мы и должны включать их в единые замкнутые системы последующих иерархий,  в которых и наблюдается движение центра масс. При этом неподвижное тело, включающее в свою систему движущееся тело, начинает двигаться в составе вновь образующейся системы, т.е. положение нового центра масс новой системы в пространстве изменяется в полном соответствии с законами взаимодействия между системами (передача внешнего импульса).

Грузы и тележка в инерцоиде механически жестко связаны между собой, поэтому его конструкцию достаточно сложно представить, как последовательное соединение двух подсистем. Однако механическая связь вовсе не обязательно предполагает одновременное наступление взаимодействия всех тел системы, т.к. в механических соединениях всегда присутствует некоторая степень свободы относительного перемещения соединяемых частей механизма. Это люфты и зазоры, определяющие разную интенсивность взаимодействий разъединяемых и соединяемых ими частей механической системы, что и разграничивает эти взаимодействия. Причём люфты и зазоры присутствуют и на уровне структур самих физических тел. Это можно пояснить на конкретном наглядном примере, в котором «зазор» между подсистемами «грузы» и «тележка» для наглядности искусственно увеличен.

Рис. 12.3.3

Рассмотрим взаимодействие тел, изображённых на Рис. 12.3.3, который практически аналогичен Рис. 12.3.2 с той лишь разницей, что на Рис. 12.3.3 тела подсистемы «грузы» связаны с тележкой гибкими тягами верёвочного типа. До тех пор, пока грузы за счёт прямолинейного инерционного движения, полученного при взрыве, не выберут слабину верёвочных тяг, тележка остаётся неподвижной. Но как только слабина выбрана, образуется новая система, в которой грузы взаимодействуют уже с тележкой. Легко видеть, что в такой схеме разгон грузов происходит в независимой подсистеме «грузы», а общая система «грузы – тележка» образуется только в момент начала взаимодействия грузов с тележкой.

В гибкой механической системе в отличие от системы с жесткой связью существует вполне заметный временной интервал между двумя разными взаимодействиями, четко обозначающий их границу. Но разные составные части даже жёсткой механической системы всегда разделены между собой не только внешними люфтами и зазорами механической системы, но и внутренними «люфтами и зазорами» на уровне структуры физических тел. Это и определяет возможность управлять порядком наступления разных взаимодействий при помощи привода механической системы. Конечно же, на макроуровне жесткие рычаги практически «мгновенно» (очень быстро) передают воздействие на тележку, что снижает эффективность независимого разгона грузов в такой системе по сравнению с системой с гибкими тягами, но физический механизм взаимодействия при этом принципиально не изменяется.

Точно так же, как и в случае с веревочными тягами принципиально происходит периодическая выборка слабины жестких тяг только на микроуровне. То есть сначала наиболее интенсивное взаимодействие осуществляется между грузами, у которых «зазор» с «взрывом» (его продуктами) намного меньше, чем с тележкой в виде длинных тяг, а затем уже грузы интенсивно взаимодействуют с тележкой. Зато при помощи жестких рычагов можно легко управлять угловой скоростью вращения грузов, а значит порядком и интенсивностью их взаимодействия между собой и с тележкой, т.е. фактически сознательно изменять положение центра масс инерцоида в нужном направлении, что невозможно осуществить исключительно с помощью гибких веревочных тяг.

Грузы и тележка являются внешними системами для системы механически собранных вместе всех трёх тел инерцоида, но находящихся на старте ещё в неподвижном состоянии. С началом действия эти три неподвижных на старте тела могут сразу же образовать единую замкнутую и абсолютно симметричную систему только при одновременном взаимодействии. При слиянии же разных движущихся систем, как это происходит в инерцоиде, новая образующаяся система не с разу становится симметричной и замкнутой. Поэтому внешний импульс единой механической, но еще не замкнутой новой системы может оказаться не равным нулю.

Для понимания теории движения инерцоида очень важно увидеть, что при взаимодействии с тележкой подсистема грузов распадается на отдельные грузы, каждый из которых взаимодействует с тележкой самостоятельно, т.е. уже без ответных тел, что и нарушает симметрию вновь образующейся системы. В противном случае импульсы грузов в единой самостоятельной системе были бы взаимно уничтожены, и никакого бы изменения импульса инерцоида не произошло бы.

При распаде же системы грузов импульс каждого груза присоединяется к импульсу тележки по отдельности и складывается с импульсом другого груза уже в составе изменённого им импульса тележки, что вовсе не одно и то же. Это означает, что система инерцоида в моменты периодического взаимодействия с грузами эквивалентна двум системам тел (Т1) и (Т2) в отсутствие их третьих тел, ответных для тел (Т2). А поскольку, как мы показали выше, система тел (Т1) и (Т2) движется на вполне законных основаниях, то вряд ли сложение движения двух таких систем, что-либо принципиально изменит в законности движения каждой из них.

Таким образом, сумма импульсов составных частей инерцоида, как это ни странно, зависит от перемены мест слагаемых, т.е. взаимодействие суммы грузов с тележкой не равно сумме их взаимодействий с тележкой по отдельности. Это и есть то самое противоречие, в соответствии с которым классическая физика отказывается признавать законность движения инерцоида, т.к. нарушение правила коммутативности сложения импульсов составных частей замкнутой системы в отсутствие внешних воздействий автоматически означает и нарушение закона сохранения импульса (Р1 + Р2 = Р2 + Р1 = const).

Поясним сущность этого противоречия сначала традиционно на примере нашей контрольной системы тел (Т1) и (Т2). На рисунке (12.3.3.1) она обозначена, как (ЦМ1). Пусть тело (Т2) получило относительно некоторой ИСО скорость (V2) во внешнем для системы (ЦМ1) взаимодействии с третьим телом (Т3). При этом система (ЦМ1), образующаяся при взаимодействии тел (Т1) и (Т2), получит скорость (VЦМ1). Однако скорость и центр масс общей системы всех трёх тел (ЦМ2) в той же ИСО в полном соответствии с законом сохранения импульса останутся неизменными, т.е. такими, какими они и были до любых взаимодействий этих тел между собой при их первоначальном относительном расположении. Наглядно это показано на рисунке (12.3.3.1).

Как видно на рисунке сумма проекций импульсов всех трёх тел на горизонтальную ось равна нулю в любом порядке сложения. Можно сложить сначала импульсы тел (Т3) и (Т2), а затем добавить к ним импульс тела (Т1) или дождаться объединения тел (Т1) и (Т2) в общую систему (ЦМ1), а затем сложить её импульс с импульсом тела (Т3). Совершенно очевидно, что сумма при этом не изменится, что и легло в основу переместительного закона сложения и закона сохранения импульса.

Рис. 13.3.3.1

Теперь рассмотрим, что происходит с законом сохранения импульса и переместительным свойством сложения в инерцоиде при сложении принципиально тех же трёх тел (см. рис. 13.3.3.2). Причём здесь мы можем одновременно проиллюстрировать сразу два спорных момента. Один из них спорный для классической физики - это нарушение коммутативности сложения и соответственно закона сохранения импульса в инерцоиде. Ну, а в плане наших разногласий с Толчиным мы можем на этом примере наглядно показать, что движущими силами в инерцоиде являются всё-таки непосредственно центробежные, а не поперечные силы.

Допустим, что в нашем примере представлен инерцоид с гибкими тягами верёвочного типа в момент, когда после окончания взрыва и выборки слабины гибких тяг, они только что полностью распрямились. После натяжения гибких тяг поперечные силы инерции (Fин. попер) превратятся во вполне реальные центробежные силы поэлементной поддержки (Fцб) в ответ на противодействие им силы упругости рычагов. На рисунке видно, что сумма поперечных импульсов грузов в самостоятельной системе разгона грузов, т.е. без учёта их связи с тележкой в виде тяг и центробежных сил, равна нулю. Однако в реальной действительности каждый груз взаимодействует с тележкой по отдельности. Поэтому поперечные радиусу силы не уничтожаются, а и их связь с тележкой осуществляется через центробежные силы.

Рис. 13.3.3.2

В соответствии с механизмом формирования вращательного движения центробежные силы вызывают заметное перемещение вращающегося тела (грузов) во внешнем радиальном направлении только в первоначальный момент образования вращательного движения (см. гл. 3). В дальнейшем вращающееся тело совершает колебательное радиальное движение на микроуровне, т.е. процесс образования вращательного движения в миниатюре повторяется в каждом его цикле, но только в меньшем диапазоне разброса параметров и с гораздо меньшей асимметрией. Поэтому растягивающее действие центробежных сил на рычаги (остаточная деформация, см. гл. 3) сохраняется на протяжении всего криволинейного движения. А поскольку поперечные силы инерции поэлементной поддержки при отклонении их вследствие вращения рычагов от поперечного к ним положения удерживают грузы от движения к центру вращения, то растянутые рычаги, стремясь сократиться в этих ограничивающих грузы условиях, сообщают импульс движения в сторону грузов ничем дополнительно не задерживаемой тележке (по рисунку вправо). Такое действие центробежных сил только подтверждает их реальность.

Таким образом, движущими силами инерцоида при безусловном наличии сил окружного движения поперечных в общем случае не к оси инерцоида, а к радиусу, являются именно центробежные силы, которые могут возникнуть только в одном случае, когда каждый груз взаимодействует с тележкой инерцоида независимо друг от друга. Следовательно, в инерцоиде происходит видимое нарушение свойства коммутативности сложения. Однако это свойство справедливо только для замкнутых систем, в то время как система инерцоида периодически распадается на подсистемы. Следовательно, это мнимое нарушение, которое не свидетельствует ни о реальном нарушении закона сохранения импульса, ни о реальном нарушении переместительного свойства сложения.

Как мы отмечали выше, в инерцоиде нет единой и постоянной замкнутой системы. Поэтому говорить о выполнении в нём математического закона коммутативности сложения, а так же его физического эталона - закона сохранения импульса не имеет смысла, до тех пор, пока все его системы не будут приведены к общему знаменателю. Таким общим знаменателем в инерцоиде является новая система, которая устанавливается в нём в момент слияния всех трёх его тел в единую систему взаимодействия. Ни для кого не секрет, что положение в пространстве центра масс системы, состоящей, как минимум, из трёх тел зависит от их первоначального взаимного относительного расположения перед наступлением общего и одновременного взаимодействия. В дальнейшем всё зависит от характера их последующих взаимодействий.

Если в дальнейшем они не будут иметь признаков расщепления системы на самостоятельные взаимодействия, то их первоначально установленный в первом же взаимодействии центр масс будет сохранять неизменное положение в пространстве сколь угодно долго, а система в отсутствие внешних взаимодействий будет постоянно сохраняться замкнутой. В противном случае после расщепляющих взаимодействий и последующих объединяющих взаимодействий каждый раз будет образовываться новая общая система и соответственно её новый центр масс, но каждый раз уже в другой точке пространства аналогично системе тел (Т1) и (Т2). Покажем это наглядно на рисунке (12.3.3.3).

Рис 12.3.3.3

Как мы говорили выше, при взаимодействии двух тел всегда есть однозначный центр масс. На рисунке это система (ЦМ1). А вот при появлении третьего тела (ЦМ2,3,4,5) общий центр масс новой системы (∑ЦМ1, ЦМ2; ЦМ1, ЦМ3; ЦМ1, ЦМ4; ЦМ1, ЦМ5) с каждым из тел (ЦМ2,3,4,5) в отдельности зависит от их взаимного пространственного расположения перед началом совместного взаимодействия из неподвижного состояния. Если же тела системы (ЦМ1) перед таким объединением в новую систему с каким-либо из тел (ЦМ2,3,4,5) находятся ещё и в состоянии движения в результате своего внутреннего взаимодействия (см. скорости V на рисунке), то в этих четырёх случаях (на рисунке не показано) центр масс новой системы будет отличаться ещё и от предыдущих четырёх случаев. Следовательно, при объединении (ЦМ1) с любой из систем (ЦМ2,3,4,5) по двум упомянутым выше сценариям центр масс новой системы будет изначально располагаться в восьми разных точках.

Таким образом, первоначальное положение центра масс вновь образующейся системы зависит от относительного расположения, а так же от величины и направления скорости исходных систем. Это и есть вполне законный принцип поступательного движения инерцоида. Остаётся только упорядочить изменения положения центра масс всех новых систем в нужном направлении, что и осуществляет привод инерцоида.

О законности установления нового центра масс свидетельствует так же тот факт, что его положение поддаётся строгому математическому расчёту в полном соответствии с законами природы. Для классической физики трудность здесь состоит только в том, что ей необходимо принять к сведению реальность сил инерции, хотя бы как сил поэлементной поддержки, что легко без каких-либо проблем вписывается даже в консерватизм классической физики, а точнее классических физиков. Причём возможность такого расчёта свидетельствует так же о том, что центр масс новых систем перемещается в пространстве вовсе не по законам анимации или телепортации, а движется в полном соответствии с законами взаимодействия между системами.

Психологически очень трудно согласиться с самодвижением замкнутой системы, из которой ничто внутреннее не может вырваться наружу, чтобы оттолкнувшись от внешней материи сообщить движение системе. Конечно, мы всегда можем, приоткрыв ненадолго оболочку системы изменить её внутреннее движение за счёт внесения в неё внешнего напряжения-движения. Но и в этом случае мы опять же уверены, что одно только изменение энергетического уровня системы само по себе не нарушает закон сохранения импульса, и опыт в большинстве случаев это подтверждает. Однако как это ни странно, при определённых обстоятельствах внутренняя энергия и внутреннее движение системы может привести к изменению положения её центра масс в пространстве.

Как показано в главе 1.2 в разделе «Мера взаимодействия», кроме свойства движения материя обладает ещё и свойством напряжения, и эти два свойства во взаимодействиях материи постоянно преобразуются между собой в соответствии с третьим свойством материи – преобразование напряжение-движение. Это преобразование и называют в классической физике энергия. Если система состоит только из двух тел, то любая энергия (напряжение-движение) вносимая в такую систему извне останется только внутренним напряжением-движением этих двух тел и соответственно их системы, т.к. никаких других тел, которые могли бы нарушить симметричный по импульсу процесс распределения движения между двумя телами, в этой системе просто нет. Но если количество тел в системе больше двух, то при несимметричном внесении в систему внешнего движения или напряжения картина может качественно измениться.

Если внешнее напряжение-движение подводится в систему из трёх тел строго между двумя телами, как это и происходит между грузами в инерцоиде, то дальнейшее взаимодействие с третьим телом – тележкой эквивалентно несимметричному внешнему вмешательству в систему инерцоида или неуравновешенному воздействию на него извне. Иными словами, когда мы взводим пружину инерцоида и за счёт хитроумного механизма его привода распределяем её напряжение внутри инерцоида несимметрично, то мы фактически авансируем приложение к нему нашей внешней силы в нужные нам моменты, обеспечиваемые приводом.

Эквивалентом внешней силы может служить так же заранее законсервированная, т.е. внутренняя энергия (напряжение-движение), ведь любое напряжение-движение (энергия) это когда-то совершённое действие, которое является внешним для той другой системы, в которой оно впоследствии реализуется. И если это расконсервированное действие реализуется в своей материнской системе несимметрично, то оно образует с материнской системой новую систему с новым центром масс в полном соответствии с законом сохранения импульса.

Поскольку при взаимодействии грузов, имеющих эквивалентную динамическую массу с количественной массой тележки скорость тележки будет значительно больше, чем она могла бы быть при взаимодействии с обычными грузами из состояния их покоя, то одновременно с движением тележки без какой-либо телепортации начинается движение и центра масс вновь образующейся динамической системы инерцоида. При этом наряду с сохранением внутреннего импульса вновь образующейся системы относительно ИСО, связанной с динамическим центром масс инерцоида, он одновременно приобретает ещё и внешний импульс относительно арбитражной ИСО, который был уравновешен в ней ещё при разгоне грузов в их собственной замкнутой системе. Это отличается от получения внешнего импульса системой тел (Т1) и (Т2) только внешне, но не принципиально.

В системе тел (Т1) и (Т2) третье ответное тело, которое участвует в разгоне тела (Т2) в систему не входит. Поэтому в соответствии с законом сохранения импульса вновь образующаяся система тел (Т1) и (Т2) сохраняет импульс тела (Т2). Но в инерцоиде принципиально происходит то же самое. На старте система из трёх неподвижных тел инерцоида имеет центр масс, определяемый соотношением только их количественных масс. Однако при взаимодействии грузов между собой они выходят из системы инерцоида, как это хорошо видно на примере инерцоида с верёвочными тягами, и поэтому не могут изменить импульс системы трёх тел инерцоида при своём разгоне. После разгона грузов они выходят уже из своей системы грузов и вступают во взаимодействие с тележкой по отдельности.

Это означает, что они вступают во взаимодействие с тележкой с непогашенными в своей бывшей системе разгона импульсами, т.е. без ответных тел. При этом даже факт связи грузов между собой через тележку вовсе не свидетельствует о сохранении прежней системы взаимно ответных тел грузов. Это вновь образующиеся связи новой системы, для которой непогашенные импульсы самостоятельных участников нового взаимодействия – грузов, являются внешними, подобно внешнему импульсу тела (Т2) для образующейся системы тел (Т1) и (Т2).

В результате вновь образующаяся система инерцоида на этапе своего образования в полном соответствии с законом сохранения импульса сохраняет суммарный импульс двух грузов. Но не тот, который заключён в их собственном готовом движении, а тот который они сообщают новой системе через центробежные силы при изменении своего когда-то полученного готового движения. А поскольку центробежная сила у каждого груза своя, то это так же снимает вопросы о их ответных телах, якобы не позволяющих инерцоиду двигаться без нарушения закона сохранения импульса. Это что касается законности получения внешнего импульса инерцоида.

Теперь рассмотрим, что происходит с этим импульсом в дальнейшем.  В момент прихода грузов и тележки на общую линию центра масс продольные скорости грузов и тележки направлены навстречу друг другу, а рычаги занимают перпендикулярное положение к продольной оси инерцоида. При этом проекции центробежных сил на продольную ось инерцоида и обеспечиваемые ими внешние импульсы равны нулю. Следовательно, активное движение центра масс системы, которое осуществлялось за счёт этих внешних импульсов, прекращается. При этом в отсутствие внешнего импульса, вносимого грузами система инерцоида должна двигаться по инерции. Однако инерционное движение инерцоида очень быстро гасится обратным движением, т.к.  в дальнейшем во второй четверти такта соотношение скоростей грузов и тележки вдоль продольной оси инерцоида изменяется в обратную сторону.

Происходит это по следующей причине. Скорость тележки изначально развивается непосредственно вдоль продольной оси. А скорость грузов навстречу тележке определяется двояко: проекцией его окружной скорости на продольную ось и напрямую эквивалентной массой во взаимодействии с количественной массой тележки. При этом на перпендикулярной линии центра масс грузы имеют остаточную после понесённых ими затрат на движение системы инерцоида окружную скорость. Этот остаточный импульс способствует остановке инерционного движения системы. Он же обеспечивает обратный процесс, но с меньшим результатом, т.к. окружная скорость в любом случае будет меньше стартовой. Затем два противоположных процесса в третьей и четвёртой четвертях так же с последовательно уменьшающимся результатом. Затем начинается новый цикл.

Таким образом, никакого нарушения закона сохранения импульса в смещении центра масс инерцоида нет. Он смещается не по закону анимации (телепортации), а движется вполне физически за счёт центробежных сил поэлементной поддержки, которые возникают при изменении направления движения грузов по окружности перпендикулярно рычагам-радиусам. Однако механизм взаимодействий систем инерцоида не позволяет ему двигаться с ускорением. Поскольку все его четверть такты имеют противоположную направленность, то инерцоид выигрывает только в расстоянии, равном разнице изменения центра масс в соседних четверть тактах. А общее ускорение может быть достигнуто только на базе непрерывно сохраняющегося по инерции предыдущего движения. Однако пути преодоления этого недостатка есть (см. ниже).

Инерцоид это не единственный и не исключительный случай, в котором устанавливаются новые системы с новыми параметрами. Никого, почему-то не удивляет самовращение кошки, брошенной с высоты спиной вниз, которое свидетельствует о том, что замкнутой вращающейся системе можно придать произвольную угловую скорость изнутри системы, т.е. без внешнего вмешательства. Далее, почти во всех учебниках механики описано качение тел по наклонной плоскости без проскальзывания (см. ниже), при котором полый и сплошной цилиндр одинаковой массы скатываются с наклонной плоскости по-разному, а соскальзывают с неё без вращения одинаково. В основе всех этих нефизических на первый взгляд случаев лежит взаимодействие разных самостоятельных подсистем, которые периодически сливаются в единую систему. Поэтому сказка о бароне Мюнхгаузене вполне может стать былью.

Вряд ли кто станет возражать, что если барон Мюнхгаузен забросит на берег привязанные к его волосам две гири с заранее встроенным между ними и первоначально скрепляющим их зарядом и затем дистанционно подорвёт его, то он без особых проблем вытащит сам себя из болота. Ему придётся только придерживать руками косичку, чтобы её не оторвало (см. Рис. Барон). Точнее, вытащат барона, конечно же, гири, получившие в результате взрыва большую дополнительную инерцию движения, но поскольку они первоначально лежали в сумке барона, т.е. были в составе его системы, то для барона это и есть вытащить самого себя. Во всяком случае, на берег или на что-либо другое он при этом опираться не будет, только на свои же гири. Так что никакой мистики и никакого нарушения законов природы в «безопорном» движении нет.

Рис. Барон

Изменение импульса инерцоида под действием центробежной силы грузов проявляется настолько выражено, что вряд ли может вызвать у кого-либо какие-либо серьёзные возражения. Возвратно-поступательные колебания инерцоида вдоль продольной оси, которые отмечают все без исключения специалисты, это и есть изменение импульса инерцоида за счёт центробежной силы в пределах каждого полуоборота грузов. Это особенно хорошо заметно при остановке движения грузов, когда грузы вращаются медленно и хорошо видно, что вся система движется в сторону грузов, в то время как в вибраторе корпус и грузы всегда движутся в противоположные стороны. Но при остановке двигателя даже вибратор может короткое время функционировать как инерцоид.

Таким образом, вопрос поступательного без опорного движения инерцоида заключается лишь в возможности или невозможности неполной компенсации центробежной силы в противоположных полуплоскостях относительно продольной оси (ОX) или в возможности получения разной центробежной силы в противоположных направлениях. Однако, если изменение импульса замкнутой системы за счёт связи физических тел с мировой материальной средой принципиально возможно, то возможность управления этим импульсом, т.е. уменьшение его в одном направлении и увеличение в другом направлении это уже дело техники. И это наглядно и эффективно демонстрируют приборы, созданные В.Н. Толчиным.

***

Главным недостатком всех известных моделей инерцоидов является сложность получения «безопорного» ускорения. На стр. 16 Толчин так описывает характерный способ перемещения инерцоида: «Корпус механизма обязан дважды за такт останавливаться, потому что сначала он перемещается с ускорением, а потом с равновеликим замедлением. Сначала идет вперед, а потом отходит назад. Следовательно, инерцоид по завершении такта не может двигаться по инерции, не может перемещаться дальше без повторного включения двигателя. Таков оригинальный характер перемещения одноактного инерцоида».

С разгоном грузов инерцоид, образно говоря, как бы забрасывает якорь, т.е. точку опоры вперед и назад, а затем только подтягивается к ней. При этом поступательное перемещение инерцоида осуществляется за счёт разницы заброски точки опоры, обусловленной разной центробежной силой в передней и задней полуплоскости вращения грузов. Однако упершись в каждой полуплоскости на центр масс, к которому одновременно подтягивается и заброшенный якорь, инерцоид вынужден каждый раз останавливаться. Но если в каждом такте сохранить инерционное движение без остановки, то на фоне сохранённого инерционного движения можно добиться ускоренного поступательного движения инерцоида.

В. Н. Толчин решал эту проблему с помощью детектирующей тележки. В главе «О так называемом действии неуравновешенных центробежных сил» на стр. 89 он пишет: «В одноактном инерцоиде можно продетектировать задний импульс в переднем направлении. В результате возникает некомпенсированное равновеликим замедлением ускорение корпуса механизма. Перемещение инерцоида становится безостановочным. Возникает движение его по инерции». В мощном инерцоиде Толчина при длине рычагов 300 мм по данным, приведенным в его книге «Инерцоид» ход вперед без детектора составляет 450 мм, а с детектором – 650 мм.

Это свидетельствует о том, что инерцоид в пределах каждого такта способен не только подтягиваться к заброшенному центру масс, но и преодолевать его и даже точку заброса «якоря». Следовательно, центр масс инерцоида, как единой замкнутой системы всё-таки движется по инерции и следовательно способен развивать некоторое ускорение на фоне достигнутого движения по инерции. Правда, Толчин ничего не говорит об ускорении центра масс инерцоида с детектором, а только отмечает его непрерывное движение по инерции. Однако если в конечном итоге центр масс перед каждым новым тактом смещается дальше заброшенного якоря более, чем вдвое дальше расстояния заброски равного длине рычагов, то факт, как говорится налицо. Причиной этого может быть очень малое интегрированное ускорение инерцоида за счёт несовершенства детектора. Как отмечает сам Толчин на стр. 89, что: «В будущем найденное решение может быть значительно усовершенствовано».

Поскольку по опыту Толчина чем больше инерционность грузов в передней полуплоскости и чем меньше она в задней полуплоскости, тем эффективнее работает инерцоид, то добиться ускорения инерцоида можно следующим образом. С увеличением инерционности грузов они имеют большую эквивалентную массу чем тележка. Следовательно, в этом случае во взаимодействии грузов с тележкой вдоль продольной оси инерцоида, тележка запасает большую энергию чем грузы. Если по рекомендации №2 С. Д. Иванова и Г. Н. Чернышева научиться в нужный момент равномерно не упруго возвращать превышение продольной энергии тележки в общую систему инерцоида, то теоретически можно добиться устойчивого и заметного ускорения всей системы.

Подробнее см. Астахов А. А. "Физика движения", глава 12.3

Категория: Мои статьи | Добавил: aaa2158 (04.02.2016)
Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar